МФО не хотят возвращать деньги за допуслуги: как добиться возврата
Россияне стали чаще жаловаться на микрофинансовые организации, рассказал Банк России. В частности, выросло количество жалоб на сложности с возвратом денег при отказе от дополнительных услуг при оформлении займа. Какие допуслуги могут навязывать МФО и как отказаться от них и вернуть деньги, рассказал аналитик Банки.ру Артур Хачатрян.
«Микрофинансовые организации часто предлагают дополнительные платные услуги при оформлении займа. Это может происходить как на этапе подачи заявки, так и непосредственно при подписании договора. Бывают и случаи, когда при отказе от определенных допуслуг займ могут не одобрить или условия по нему будут хуже», — отметил Хачатрян.
Чаще всего МФО взимают дополнительную плату за СМС-уведомления о статусе платежей, страхование жизни или здоровья, юридические консультации, подписки на сервисы (например, агрегаторы займов) и телемедицину. Стоимость этих услуг может быть сопоставима с суммой самого займа, кроме того, на них МФО тоже начисляет проценты. При этом отказаться от уже подключенных услуг и получить возврат средств бывает не так просто.
«МФО часто не указывают в документах, как отказаться от услуги и куда направлять заявление (адрес, e-mail и т.д.), из-за чего клиент может не знать о своем праве на возврат или пропустить сроки. Если клиент уже воспользовался частью услуги, МФО удерживает стоимость фактически оказанной части, возвращая только остаток. По закону деньги должны вернуть в течение семи рабочих дней после подачи заявления, но МФО часто задерживают выплаты, не отвечают на обращения или требуют дополнительные документы. Иногда МФО утверждают, что отказ невозможен или что условия займа изменятся, если отказаться от услуги», — перечислил эксперт.
Для отказа от уже оформленной дополнительной услуги и дальнейшего возврата средств необходимо проверить сроки «периода охлаждения» в договоре, рекомендует Хачатрян. В большинстве МФО отказ возможен в течение 30 дней с момента оформления услуги. Для отказа нужно подготовить письменное заявление и отправить его по официальному адресу МФО (лучше — с уведомлением о вручении или через электронную почту, указанную в договоре), после чего кредитор обязан вернуть деньги в течение семи рабочих дней за вычетом стоимости фактически оказанной части услуги. Если деньги не поступили, можно написать отзыв в «Народный рейтинг» Банки.ру, подать жалобу в Центробанк РФ, Роспотребнадзор или финансовому уполномоченному, приложив копии документов и переписки.
«Если МФО затягивает возврат, важно не ждать слишком долго: если деньги не вернули за семь рабочих дней, сразу пишите претензию и жалобу в контролирующие органы. Если вопрос не решается мирно, имеет смысл обратиться к финансовому уполномоченному или в суд», — заключил Хачатрян.
Источники: